От продавца-консультанта в магазине мобильных телефонов до менеджера проектов в международной компании – в сфере IT и digital разброс вакансий огромен, и далеко не всегда требуются специалисты с профильным образованием. Rjob выяснил, какого соискателя ждут на высокотехнологичные должности в цифровых компаниях.
Кто требуется в IT и digital-компаниях
Digital-отделы крупных компаний объединяют очень разных людей. Наиболее удалены от технической составляющей менеджеры по продажам товаров и услуг. Хотя их основная работа заключается в общении с клиентом, вникнуть в технологические процессы всё-таки придётся, чтобы понимать возможности товара.
Среди программистов выделяют рядовых кодировщиков и проджект-менеджеров, продюсеров – они координируют процесс создания продукта и отвечают за результат и степень удовлетворённости потребителя.
В ИТ-сфере могут найти место специалисты, работающие с текстом – копирайтеры, SMM-менеджеры и маркетологи.
Нужно ли профильное образование
Скорее важны профильные знания, чем профильное образование, но одно не гарантирует другого. Случается, что нужный компании специалист – самоучка, но знает и умеет куда больше, чем выпускники вузов. В этом случае его почти наверняка возьмут на должность, закрыв глаза на формальные недостатки.
Лара Исправникова
руководитель digital-направления ритейлера «Связной»
При прочих равных условиях «корочка» не даст кандидату дополнительных баллов, если тот плохо сделал тестовое задание. Мы отдаём себе отчёт, что человек в нашей работе вполне может быть «самоучкой». Даже если бы digital-профессиям учили в университетах, эти знания за время учёбы очень быстро устарели бы, поэтому тут более важным будет стремление кандидата постоянно совершенствовать свои знания, узнавать что-то новое, изучать кейсы.
Однако профильное образование может быть важно в разработке инновационного продукта. На такие позиции компании предпочитают нанимать людей с дипломами МГУ, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ.
С чего начать карьеру
Идеальный вариант – к концу обучения в вузе уже иметь небольшой опыт работы. Неплохо поработать хотя бы продавцом-консультантом или оператором call-центра, чтобы освоиться в сфере деятельности компании, ознакомиться с продуктовой линейкой. А лучше всего — пройти стажировку в компании с перспективой устроиться в штат.
Помимо этого плюсом могут стать узкоспециализированные курсы. На них можно получить знания и навыки, которые дадут преимущество перед коллегами-выпускниками и сделают соискателя более привлекательным для работодателя, даже если у него и нет опыта.
Зарплаты в IT
Условия труда в digital-сфере могут отличаться в зависимости от выбранной специальности и уровня компетенций. Так, копирайтеры и SMM-специалисты обычно договариваются о сдельной оплате труда. К слову, именно они чаще других выбирают удалённое сотрудничество с компанией-работодателем. Зарплата менеджеров напрямую увязана с объёмом продаж, продакшн-менеджеры чаще получают процент от суммы заключённых контрактов или успешно реализованных проектов. А оклад программиста связан только с его личными запросами и финансовыми возможностями компании.
Александра Малания
директор SMM-департамента коммуникационного агентства Comunica
Кандидат имеет право называть любую зарплату, однако работодатель должен чётко понимать, готов ли он платить столько за его экспертные знания. Не стоит задирать планку, если вы не можете подкрепить потребности опытом и экспертизой. К сожалению, случаев, когда соискатель проработал год в digital и просит зарплату от 90 000 и выше, на рынке очень много.
Галина Черткова
управляющий консультант направления IT и Телеком рекрутинговой компании Hays в России
В стартапах или компаниях из Европы и США предлагают зарплаты в евро или долларах, что очень привлекательно с учётом разрыва валют и обесценивания наших зарплат. Поэтому сейчас крайне тяжело мотивировать кандидатов на адекватном уровне. Хорошие кандидаты знают, что они хорошие, и их финансовые ожидания растут в геометрической прогрессии. Кандидаты постарше и опытнее более прагматично подходят к этому вопросу, называя широкую вилку ожиданий.
Личные качества IT-кандидата
В каждой компании свой подход к личным качествам соискателей: где-то подбирают сотрудника, подходящего под социальный климат коллектива, кто-то нанимает любителя соревнований для поднятия общего «боевого духа» в компании.
Но чаще всего рекрутеры говорят о том, что сотрудник IT-компании должен быть самостоятельным, чтобы не тревожить руководство по пустякам, но при этом уметь работать в команде. Здесь не приветствуются агрессивно настроенные, бескомпромиссные и не готовые принимать новое, в том числе знания, людей и процессы. Хорошо, если кандидат достаточно креативный, чтобы предлагать нестандартные идеи. Наиболее важна широта взглядов и быстрота мышления.
Что нужно знать и уметь
Первое требование для программиста — освоенные языки программирования. Принцип «чем больше, тем лучше» не работает – специалист, детально разбирающийся всего в паре языков, гораздо ценнее, чем тот, кто изучал новый каждые два месяца, не углубляясь в возможности и особенности каждого из них.
Лара Исправникова: «При подборе программиста нельзя ориентироваться только лишь на резюме: эти люди не умеют и не любят много писать — по крайней мере, на языке рекрутера. Из собеседования-разговора тоже мало что можно понять, да и стандартные психологические тесты не дадут представления о квалификации. Лучше сразу давать тестовое задание».
К digital-продюсерам предъявляют прямо противоположные требования: быть общительным, уметь разрешать конфликты, чётко выполнять поставленные задачи и брать за них ответственность, понимать проблемы и интересны как программиста, так и клиента.
Чтобы получить должность SMM-специалиста в крупной компании с известным брендом, помимо общей эрудированности потребуется способность мыслить нестандартно и понимать принципы продвижения в социальных сетях. Хороший кандидат сразу же предложит новые идеи и направления развития.
Опыт работы и портфолио
Теоретически без опыта работы обойтись можно, но такого сотрудника вряд ли примут на высокую должность с серьёзным уровнем личной ответственности. Другое дело – специфический опыт. Например, для менеджера по продажам не так важен опыт работы в IT-сфере, как в продажах в целом.
Александра Малания: «Если я хочу найти digital-продюсера, то буду смотреть на опыт работы человека именно в продюсировании или project-менеджменте, на наличие хорошей базы подрядчиков, а также знании и понимании всех технологий и инструментов на рынке. И обязательно – портфолио выполненных проектов. Если я ищу человека в digital-креатив, то тут в первую очередь нужно смотреть портфолио проектов. И кандидата с опытом менее трёх лет работы в этом направлении я рассматривать не буду».
Что обсуждают на собеседовании
Список тем, обсуждаемых на собеседовании, во многом стандартен: рекрутеры спрашивают об опыте работы в различных сферах и технических знаниях. Упор делают на предыдущих местах работы, деятельность которых схожа с нанимателем, или на тех навыках и умениях соискателя, которые могут пригодиться компании-работодателю.
Интересно, что в IT и digital крайне важна мотивация, поэтому на собеседовании ей уделяют особое внимание.
Также внимание уделяется тому, как часто кандидат менял работу, получает ли дополнительное образование.
Саморазвитие и самообразование – своеобразная метка, демонстрирующая стремление к непрерывному обучению. Поскольку без этих качеств полноценно работать в информационных технологиях невозможно, этот пункт в сознании рекрутера будет существенным плюсом по сравнению с другими кандидатами.
За кем охотятся хэдхантеры
Галина Черткова: «В первую очередь переманивают кандидатов с редким опытом. Например, работы с Big data или в машинном обучении. Причём компания, из которой уводят спеца, не обязательно должна быть крупной».
Александра Малания: «Всеми силами стараются заполучить мульти-профессионалов – тех, кто работал с классическими рекламой и PR, кто понимает SMM и digital, разбирается во всём спектре маркетинговых коммуникаций, того, кто обладает тем самым широким взглядом и многофункциональным опытом. Такой специалист в состоянии видеть все возможности коммуникационного поля и понимает, как их правильно применить для того или иного бренда или компании».
Чем удивить рекрутера на собеседовании
Порой заветную работу получает тот, кто удивит рекрутера – продемонстрирует знания и навыки, которых нет у других соискателей с таким же образованием и опытом. Конечно, умение играть на флейте для программиста будет не конкурентным преимуществом, а скорее милой особенностью.
Другой случай – когда кандидат обладает качествами, которые формально невозможно прописать в требованиях к вакансии. К примеру, способность к саморазвитию и тяга к новым знаниям чаще всего оказывается пустыми словами в резюме. Поэтому по-настоящему удивит рекрутера тот, кто на практике покажет, что в динамично развивающемся IT и digital-рынке разбирается легко и непринуждённо. Расскажите профессионалу новость – о новинках отрасли, разработках и технологиях, которые сам он пока не освоил или о которых даже не успел прочесть.
© Мария Комарцова, RJob
При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!
Источник:
Запись
Комментарии (0)